Забайкальский край

Забайкальский край


Что необходимо знать о проверках?

Уведомительный порядок начала деятельности

Для ряда видов деятельности предусмотрен уведомительный порядок их начала

В соответствии со ст.8 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 июля 2009 года введён уведомительный порядок начала осуществления некоторых видов деятельности, а именно:

  • предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
  • предоставление бытовых услуг;
  • предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
  • розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
  • оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
  • предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • производство текстильных материалов, швейных изделий;
  • производство одежды;
  • производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
  • издательская и полиграфическая деятельность;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);
  • производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • производство молока и молочной продукции;
  • производство соковой продукции из фруктов и овощей;
  • производство масложировой продукции;
  • производство сахара;
  • производство мукомольной продукции;
  • производство безалкогольных напитков;
  • управление многоквартирными домами;
  • оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
  • производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;
  • производство тары и упаковки;
  • производство мебели;
  • производство средств индивидуальной защиты;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • производство низковольтного оборудования;
  • производство строительных материалов и изделий;
  • оказание социальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" определены конкретные работы (услуги), для начала осуществления которых нужно подать уведомление. Всего таких видов работ (услуг) 36.

  • Для начала осуществления деятельности в уведомительном порядке необходимо заполнить уведомление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ и направить его в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Роспотребнадзор, ФМБА России или Ространснадзор – в зависимости от вида деятельности).

Форма уведомления утверждена данным постановлением Правительства РФ. Ее нужно заполнить и с приложением ряда документов направить в уполномоченный орган. К уведомлению нужно приложить:

  • копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговых органах.

В дальнейшем юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в письменной форме дополнительно в уполномоченный федеральный орган сведения о следующих изменениях:

  • изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
  • изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
  • реорганизация юридического лица.

Кроме того, неисполнение требования о направлении уведомления, либо представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет за собой ответственность (ее размеры пока не установлены).

После направления уведомления в уполномоченный федеральный орган предприниматель должен быть готов к проведению в отношении него документарной проверки. В ходе документарной проверки, в первую очередь, проверяются документы предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и документы, прилагаемые к уведомлению.

  • В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем обязательных требований, в адрес предпринимателя может быть направлен запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса предприниматель обязан направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы.

Основы законодательства о проверках

  • Основополагающим документом, регулирующим процедуру проверок, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральным законом устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Административными регламентами определяются процедуры проведения проверок различными контролирующими органами.

Чаще всего предприниматели сталкиваются с проверками органов санитарного надзора, пожарного надзора, налоговыми органами. Для выяснения процедур проведения проверок этими органами Вы можете ознакомиться со следующими административными регламентами:

  • Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.06.2012 N 94н);
  • Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764);
  • Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (Приказ МЧС России от 28.06.2012 N 375).

Внеплановая проверка

Предметом внеплановой проверки является:

  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований;
  • выполнение предписаний органов государственного контроля;
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая проверка субъектов малого и среднего предпринимательства в обязательном порядке должна быть согласована с прокуратурой (за исключением проверки нарушения прав потребителей). В противном случае ее проведение незаконно.

  • По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых вручается предпринимателю.

Плановая проверка

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Сводный план всех проверок ведет Генеральная прокуратура РФ и публикует его на сайте.

Виды плановых проверок

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.

  • Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения проверяющими лицами, обязательного ознакомления предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Периодичность и продолжительность плановых проверок

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

Процедура проверки

При проведении проверки проверяющие органы не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющего органа;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении предпринимателя, его уполномоченного представителя;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.